Пост Александры Олеговны.
+ Показать спойлер
- Скрыть спойлер
Столкнулась с неприятной ситуацией и хочу выплеснуть пар. Получилось как-то про всё понемногу, и поэтому ниже много букв, не все приличные. Не буду называть имён, но врач, о котором пойдёт речь, есть у меня в друзьях, и мы с ним даже вместе работали какое-то время назад. Я надеюсь, что он это прочитает, узнает себя и задумается. Владелицу крысы, которая тоже есть у меня в друзьях, я тоже попрошу не называть ни имён, ни клиник. Я хочу выплакаться, а не ругаться.
Я лечу и котиков, и пёсиков, но в основном мои пациенты – грызуны и кролики. Многие удивляются, кто-то говорит обидное и уже набившее оскомину «дешевле же нового купить», но в последнее время всё чаще радуют и владельцы, обратившиеся в ветклинику с маленьким зверьком вместо того, чтобы смотреть и думать, что никто за лечение не возьмётся; и врачи, которые хотят разобраться в специфике «мелочи» вместо того, чтобы отправлять хозяев зоомагазин за новым питомцем или лечить витаминками и гомеопатией по принципу «и так сойдёт».
В наших университетах учат лечить только промышленных свинок, а не морских, из-за чего приходится учиться самим. Большая часть информации добывается по крупинкам с иностранной литературы, научных статей, немногочисленных конференций, а много приходится заимствовать и с более обширных «собако-кошачьих» источников – поэтому возможность посоветоваться со знающими врачами бесценна. Многие специалисты тесно общаются, обмениваются случаями, помогают друг другу с лечением . Но врачей, работающих конкретно с экзотическими зверьками (да-да, ваш хомячок – экзотическое млекопитающее)) пока что мало. Все, кого я знаю - люди очень увлечённые своей спецификой и относящиеся к ней с огромной ответственностью.
Врачи т.н. «общей практики» - которые не занимаются направленно лечением «экзотов» - условно делятся на несколько групп. Самые ответственные посещают специализированные конференции, имеют папочку с нужной литературой и базовые знания. Они могут не вести приём таких зверьков целенаправленно, но если к ним забежит заплаканная хозяйка с шиншиллой, которой «стало плохо» - они будут знать, на что смотреть, и что делать (а чего НЕ делать, что немаловажно), а в дальнейшем направят животное к специалисту или будут с ним на связи. Таких врачей мало, но, хвала грызунячьим богам, их количество растёт. БОльшая часть ветврачей просто не берётся за лечение крыски-мышки и отправляет людей куда подальше (даже если идти и не к кому). Их можно понять – ну, не нравится и не хочется этим заниматься, это не мешает им быть хорошими врачами для собак и котов. Их даже можно от души поблагодарить, что не берутся за дело, в котором не разбираются. Потому что есть третья группа врачей.
Это вот те самые «и так сойдёт». Или «всё равно сдохнет через месяц». Или «это то же самое, только мелкое». И с пациентами после таких врачей периодически приходится сталкиваться. Например, зверёк с зудом и расчёсами, полгода лечившийся то от авитаминоза, то от аллергии, хотя элементарный соскоб показывает наличие эктопаразитов. Частый диагноз «опухоль, наркоз не переживёт» и заключение – «усыпите» или « пусть доживает сколько осталось» - а на поверку абсцесс, киста кожной железы или вполне операбельное новообразование (хотя их часто бережно растят до неимоверных размеров, врач же сказал в морг, значит в морг). А ещё есть целый список препаратов, которые чудесно используются у котиков и собачек, а вот кролика или грызуна после их применения (особенно, как водится, с дозами «на глазок») нужно спешно вытягивать, и чудо, если получается. Многие не выживают даже при всём старании врача и владельца.
И вернёмся к тому, почему меня так «пропёрло». Ситуация – крыса с неврологическими нарушениями, не буду вдаваться в подробности, но основное подозрение пало на средний/внутренний отит. Лечение расписано, часть препаратов вводится инъекционно и хозяйка идёт в ближайшую клинику с назначением, просто на уколы. Что делает наш врач? Он падает хозяйке на уши, говорит, что температура у крысы нормальная (!), поэтому это не может быть воспалением , это хреново защемление! шеи! , и «лечит» крысу «противоотёчными» фуросемидом с дексаметазоном и «блокадами». Дорогой ты мой человек – крыса пришла к тебе с назначениями другого врача. Даже безотносительно специфики – если животное приносят просто на инъекции по назначению, то порядочные доктора делают инъекции. Кроме, может быть, случаев, когда лечение ну совсем неадекватное – несовместимые препараты, опасные дозы - и то, этично просто отказать или позвонить коллеге и поговорить. Новая клиника, мало клиентов, нужны бабки? Можно убедительно навешать владельцу лапши про то, что ваш врач идиот и поставил глупый диагноз, а вот я профи – и владелец останется лечиться у вас, исправно пополняя кассу. Офигенно, правда?
И, извини, мой дорогой и неимоверно этичный доктор. Я знаю о лечении крыс больше тебя. Я не считаю себя супер-классным специалистом, до этого ещё учиться и учиться. Я спокойно могу посоветоваться с более знающими людьми или перенаправить животное к ним, прислушиваюсь к альтернативным мнениям и адекватно отношусь к тому, что люди могут уйти к другому врачу, потому что он умнее/ближе/красивей и т.д.. Я просто человек, и могу быть неуверенна в диагнозе, могу ошибаться и лечить не то и не так, как нужно, но я делаю всё для того, чтобы такого было как можно меньше. Но ты же мог позвонить или написать, высказать своё мнение и наблюдения, на крайняк просто спросить препараты и дозы, если стыдно признаваться, что это изначально был мой пациент. Ты же работал со мной примерно тогда, когда я начинала вести приём «экзотов» - и с тех пор, поверь, я многому научилась. Тебе, насколько я помню, никогда не было дела до «мелочи». Судя по тому, как ты «полечил» сейчас бедного крыса – то интереса к этой области не прибавилось. И хрен бы с ним, если бы твоё лечение просто не помогло, я бы тоже промолчала - но ты мне угробил пациента. И я хочу, чтобы ты знал – у крыса кишечное кровотечение, он борется за жизнь и я не уверена, что у него получится. Хотя и очень надеюсь на счастливый исход. Спасибо тебе, добрый доктор. Я не думаю, что тебя сильно будет грызть совесть, и, как я уже говорила, не хочу с тобой ругаться, потому что не вижу в этом пользы для конкретного пациента. Я просто надеюсь, что ты так больше никого не полечишь.