Повесть о том, почему не стоит брать машину в лизинг в ПривЕтБанке или много слов о некомпетентности
Летом прошлого года мы решили приобрести автомобиль. Поскольку всей суммы не было, необходимо было брать машину в кредит. На тот момент нам показалось, что наиболее интересные условия – это лизинг ПриватБанка (не буду сейчас рассказывать о скрытых платежах. Это тема другого рассказа). Опять же в ПриватБанке работало много знакомых к которым можно было бы обратиться в случае возникновения дополнительных вопросов.
Для тех, кто не понимают что такое лизинг, стоит немного пояснить в чем заключается его главное отличие от кредита – на весь период, пока вы выплачиваете задолженность, автомобиль остается в собственности ПриватБанка. Техпаспорт, КАСКО и гарантия – оформлены на ПриватБанк.
Итак. В середине августа 2012 нами было уплачено примерно 40% стоимости автомобиля. Само авто мы не получили, из-за того, как было сказано, что на тот момент имелись проблемы с регистрацией автомобилей. Поскольку мы сами по роду деятельности также связаны с регистрацией авотранспортных средств, мы предложили поспособствовать регистрации в сжатые сроки. Ответом послужило заверение, что все будет сделано быстро, «не волнуйтесь». Начался процесс ожидания. В конце концов, в начале сентября нас пригласили, чтобы окончательно оформить документы и получить автомобиль. Я пришла в отделение в около 12, а ушла около 19, просто чудом забрав авто. Началось все с томительного ожидания хоть какого-либо начальства, которое бы подписало все документы. По словам сотрудника во всем Днепропетровске из-за периода отпусков остался 1(!) руководитель с соответствующими полномочиями. Прождав около 4 часов, я наконец-то поучила документы и номера. Номера оказались киевские. Как ты узнаешь впоследствии, дорогой читатель, было трудно вляпаться больше. О том, какие трудности нас из-за этого ждут, сотрудник ПБ нас не предупредил. Хотя, есть у меня подозрение, что он сам этого не знал. Мы спустились к автомобилю, который ждал нас возле отделения. Опустим рассказ о грязном салоне, неприкрученных брызговиках и т.п. подобных мелочах… В машине не было ни капли бензина, а аккумулятор был разряжен. Я хочу обратить ваше внимание, что мы не свалились как снег на голову ошарашенному сотруднику – мы пришли в заранее определенный день, в заранее определенное время. Сотрудник вызвал «бригаду спасателей», которые д.б. привезти несколько литров бензина и зарядить аккумулятор. 9 км ребята преодолели за каких-то жалких 2 часа. И вот уже ближе к 7 вечера я наконец-то смогла отъехать от ПриватБанка. Дома, пересматривая еще раз документы, мы обнаружили, что сервисная книжка на машину не заполнена. Процесс её получения занял несколько недель, отъел значительный кусок нервной системы и потребовал обращение к нашим знакомым, работающим в ПриватБанке.
Прошло 10 месяцев. И началось все самое интересное.
В сентябре мы должны были уплатить значительную сумму за страховку КАСКО. Сама процедура уплаты и фиксации того, что мы её оплатили, была не прописана и, кроме того, у нас накопилось некоторое количество мелких вопросов, связанных с лизингом в т.ч. мы рассматривали возможность досрочной выплаты и закрытия договора. Время действия – конец июля. Я поинтересовалась, как найти человека, который мог бы с нами пообщаться и ответить на возникшие у нас вопросы. Был получен ответ, что надо оформить запрос и мне назначат человека, который и будет мной заниматься. По моей просьбе сотрудник ПриватБанка оформил такой запрос. Он включал в себя несколько вопросов. В итоге через несколько дней я получила ответ: «Решение Вашего вопроса будет возможным только после полного погашения задолженности по кредитному договору №….». Надо сказать, что в тексте ответа сам вопрос (точнее вопросы, т.к. их было несколько) не был продублирован. Поэтому я даже не знаю, на что именно был получен, с позволения сказать, ответ.
В этом месте мы сели, подсчитали бюджет, и решили, что надо с этим балаганом заканчивать. Следующий, отправленный по моей просьбе сотрудником ПриватБанка, запрос содержал вопрос о том, как закрыть договор лизинга. Через несколько дней пришел ответ: «Уточнить актуальную сумму для полного погашения задолженности по кредитному договору Вы можете в отделении во время внесения платежа». В этот же день, 2 августа, я подала две жалобы – через смс и через сайт ПриватБанка. Сама система подачи меня удивила – мои жалобам не был присвоен какой-либо код, а просто появилась надпись «Спасибо блаблабла…». Не совсем понятно как, в случае возникновения такой необходимости, я смогу на эти жалобы сослаться. Но это всё мелочи по сравнению с тем, что когда я пишу эти строки уже 3 сентября, а никакой реакции на мои жалобы так и не поступило.
После получения ответа на вторую заявку у меня начали сдавать нервы, и я вновь обратилась к одному из своих знакомых, работающих в ПриватБанке. Он мне пояснил, что для того, чтобы начать процедуру закрытия договора и переоформления машины на меня, необходимо погасить всю сумму задолженности до копейки. После этого что-то где-то в системе щелкнет, и я смогу обратиться в то подразделение, которое занимает кредитованием авто и закрыть договор. Также он озвучил мне сумму задолженности, которая отличалась от моей «контрольной» на более чем 4 тыс. грн. Пояснить что это за сумма мне смог только знакомый-знакомого, который раньше работал в этой сфере. Ок. Теперь я была согласна с озвученной цифрой. Я доплатила в кассе недостающую сумму и стала ждать. Смс о зачислении суммы появилась через 4 дня – 11 августа. С этого момента я не должна была ПриватБанку ничего, а он мне был должен переоформление машины на мое имя.
Итак, я отправилась в соответствующую службу. Когда я зашла в кабинет, там сидело 2 сотрудника. На вопрос о том, как мне закрыть договор, один из них предложил мне обратиться в любое отделение. На мой отказ сделать это, вторая сотрудница спросила, а погасила ли я всю сумму? Я ответила, что да и что это было не сегодня и что деньги на счет были зачислены и, собственно, сам счет уже закрыт. После этого мне сообщили, что необходимо еще оплатить 250 грн «комиссии за проверку отсутствия задолженности». Я попросила счет, на который необходимо было эту комиссию оплатить. Номер счета никто из присутствующих не знал. Было подозрение, что его знает какая-то девушка в другом подразделении, но она то ли вышла куда-то, то ли была на каком-то совещании – история умалчивает. В итоге номер счета я прождала полчаса. Мелочь, а приятно. Оплатила 250 грн. По моей просьбе мне выписали бумагу, о том, что задолженности перед ПриватБанком у меня больше нет. На этом все мои свершения на этот день закончились. Девушка сказала, что теперь она свяжется с «ответственным сотрудником», который придет, чтобы снять номера и забрать техпаспорт для осуществления процедуры перерегистрации. Не все в этой схеме мне было понятно, поэтому мы договорились, что девушка уточнит некоторые вопросы и вечером мне перезвонит. Также возник вопрос о том, когда я получу второй ключ от машины, оставшийся в банке. Этот вопрос, как оказалось, также требовал уточнения, поскольку ключ был либо в какой-то специальной службе, либо же в сейфе, находящемся в этой же комнате. Беда только в том, что ключ от сейфа у сотрудника, который в данный момент в отпуске. Вечером никто мне, конечно же, не перезвонил, и мне пришлось звонить самой. Как оказалось, из-за того что номера киевские не все так просто. Мне нужно получить некую справку НДКЭЦ (как-то так, продолжим её так называть и в дальнейшем) о том, что номера кузова не перебиты, принести в ПриватБанк эту справку, номера и техпаспорт. Они это отправят в Киев, там снимут с регистрации, пришлют мне обратно порезанный техпаспорт и красные временные номера. С этим комплектом + бумагой о том, что я ПриватБанку ничего не должна, я отправляюсь в ГАИ и уже регистрирую машину на себя. Все это время, я авто пользоваться не могу, потому как номеров нет. Если бы машина была зарегистрирована в Днепропетровске, то не надо было бы снимать с учет и ставить на учет, а надо было бы перерегистрировать. Вся процедура заняла бы один день и обошлась бы на значительно количество сотен гривен меньше. Поскольку у меня были определенные планы, я не могла поставить машину в гараж в тот же день. Мы договорились, что где-то на следующей неделе я получу справку, ей перезвоню, и мы договоримся о встрече и окончательном закрытии всех вопросов. В среду 21 числа я получила в ГАИ необходимую справку. В тот же день в течении примерно 4-5 часов я пыталась дозвониться до необходимой мне сотрудницы. Телефон упорно не отвечал. С помощью своих знакомых из ПриваБанка я узнала её номер Пиплнета, который в банке используется для «внутренней связи». Этот телефон тоже молчал. Справка действительна в течении 10 дней, один из которых благополучно прошел. В четверг приехать отдать документы я также не могла по личным обстоятельствам. А это уж 2 дня. Следующим шагом в этот день было получение телефона начальницы. Начальница телефон взяла. Разыскиваемая мной сотрудница была на рабочем месте, но по какой причине она не отвечала на телефон, ответить не смогла. Далее состоялся разговор о процедуре передачи номеров и техпаспорта. Мы наставали на том, что хотелось бы получить какой-то документ, удостоверяющий, что номера и техпаспорт были нами переданы ПриватБанку. Это, простите, не больничный. Это вещи строгой отчетности, восстановить которые сложно и дорого. Пришлось опять беседовать с начальницей. В конце концов она пообещала что какой-то документ нам таки подготовят.
Итак, настала пятница 23 августа. К назначенному времени мы приехали в ПриватБанк. Уже были подготовлены документы, которые я должна была подписать, для передачи их в ГАИ в Киев и (о чудо!) второй ключ. В частности был документ об отсутствии взаимных претензий, согласно которому ПриватБанк передавал мне автомобиль и все необходимые документы на него. На мой вопрос «а как это так? ведь вы мне сегодня документы не предаете, а это Я вам передаю документы и номера», сотрудница ответить не смогла и обратилась к начальнице. Та, в свою очередь, сказала: «Ну я не знаю как Вас убедить, что так надо. Иначе мы не сможем снять машину с регистрации в ГАИ». В этом месте я глубоко вздохнула, досчитала до 10 и решила что бог с ним, подпишу. Тем более что точно не указано о каких документах идет речь и, в конце концов, у меня за этой же датой есть акт приема-передачи согласно которому я отдала права и техпаспорт. Иначе это все затянется неизвестно на сколько. Дальше было еще веселее. Следующим документом оказался акт приема-передачи автомобиля. Хорошо, что я все документы внимательно читаю, потому как в процессе изучения предложенной бумаги у меня начали слегка шевелиться волосы. Да и настроение было уже примерно такое же, как у Медузы Горгоны. Согласно спецификации мне передавали кроме прочего номера и техпаспорт. Но и это не самое интересное. Из описания комплектации я много нового узнала о своем авто. Например, оказывается, у меня стоит не автомат, а механика, зато на моем бедненьком Матизе есть бортовой компьютер. И т.д. Надо сказать, что описание авто есть и в той самой справке НДКЭЦ, которую я получила ранее. И если бы я не обратила внимание, то документы бы никоим образом друг другу не соответствовали. На мой вопрос «а что это вообще такое?», ответом было «ну это у нас стандартная форма». Дальше мы начали эту форму править. Вообще-то, абсолютно идентичный документ был мной подписан при получении автомобиля год назад. Вот точно такой же. Его что нет в базе банка, чтобы сотрудник мог посмотреть и проверить спецификацию? Или просто именно мне так повезло, что сотрудница, занимавшаяся моим вопросом, об этом не знала? Когда я передавала справку НДКЭЦ, сотрудница спросила меня точно ли это правильная справка и сколько дней она действует. Сказать, что эти вопросы меня удивили – не сказать ничего. Простите, а кто у нас специалист по автокредитованию?
Все документы подписаны, номера переданы… С учетом того что пятница – короткий день и впереди 3 дня выходных, мы расстаемся на том, что конец недели – это самый благоприятный срок для окончательного решения вопроса. В четверг 29 августа, я решила проверить, как обстоят дела. Ведь если справка действительна 10 рабочих, а не календарных дней, то пятница – это последний срок, когда она действительна. С 10 утра, я начинаю звонить сотруднице. Трубку никто не берет. Я человек упорный и уже очень сильно раздраженный – я звоню каждый час. Телефон молчит. В 16.20 я звоню последний раз, на номер, который она мне дала. Надо сказать, что к этому моменту я прибываю в такой ярости, что разговор решила перепоручить папе. Он звонит уже на Пиплнет. Дозвониться удается с первого раза. Опять на вопрос о том, почему она не отвечает на звонки – тишина. На вопрос о стоянии наших дел, ответ примерно такой: «А я не знаю. Этим же теперь сотрудник в Киеве занимается». На требование дать в таком случае номер киевского сотрудника, девушка отвечает, что она сейчас с ним свяжется и перезвонит. В результате общения с сотрудником выяснилось, что да, документы и номера он получил. В ГАИ еще не ходил, потому что считает, что справка НДКЭЦ сделана не правильно. На это от папы в его адрес поступает предложение примерного такого содержания «оторвать задницу от стула и отнести справку в ГАИ». Вопрос о том, почему увидев документы и посчитав, что они неправильно оформлены, он не посчитал нужным связаться с нами, либо днепропетровским подразделением автокредитования – остается пока без ответа. Девушка опять звонит в Киев. Сотрудник говорит что хорошо, он завтра сходит в ГАИ, но вот только акт приема-передачи машины оформлен неправильно. К счастью, вроде как подходит электронный вариант моей подписи. Вечером мне его присылают, я его подписываю и отправлю обратно в ПриватБанк, с сопроводительным письмом, в котором есть некоторые вопросы по форме акта, ведь колонки, в которых описывается авто так и не заполнены. Также в письме настойчивая просьба связаться со мной после 11 часов и рассказать какова ситуация с передачей документов в ГАИ. Напомню, что это последний день действия справки. Если она «пролетает», то техпаспорт и номера нужно возвращать обратно в Днепр, все процедура начинается с начала, я еще раз плачу за справку, машина продолжает стоять в гараже. В 11, естественно, тишина. Я звоню сама. Девушка обещает мне связаться с сотрудником в Киеве. Без напоминания с моей стороны ничего, естественно не происходит. Сотрудник в Киеве говорит, что информация у него будет в 12 часов. В 12 часов привычная тишина. В 13 часов я уже звоню сама. Опять она связывается с Киевом после моего напоминания. Сотрудник сообщает, что документы она сдал и что ответ будет в понедельник. Это довольно странно, т.к. во-первых, все эти процедуры снятия/регистрации/перерегистрации занимают несколько часов, а во-вторых в понедельник гаи не работает. Зато работает в субботу. Мы договариваемся, что сотрудница мне перезвонит в понедельник. Настает понедельник. Опять не дождавшись звонка, вечером в конце рабочего дня я звоню сама и получаю вполне ожидаемый ответ: поскольку в понедельник гаи не работает, какая-либо информация будет во вторник. И опять мы договариваемся, что она мне перезвонит. В 14 часов во вторник я звоню сама. Нуууу…. эээээ…. в общем… документы на рассмотрении в гаи. А почему так долго, если процедура занимает 1 день? И когда будет ответ? Нуууу…. ээээ…. Вечером я вам сообщу, какова ситуация.
Вечер. 17 часов. Рабочий день в банке оканчивается в 17.30. Телефон упорно молчит. Мы звоним начальнице. Переговорить с ней получается уже ближе к 18 часам, когда рабочий день окончен. Она обещает разобраться в ситуации «но вы же понимаете… рабочий день уже окончен».
А теперь немного о правовой коллизии. Сегодня вторник. Я так понимаю что номеров нет. А значит, они появятся в Днепропетровске в лучшем случае в четверг. В пятницу у меня истекает срок действия обязательного страхования гражданской ответственности. Чтобы получить новый полис, мне нужны номера и техпаспорт. Но чтобы получить постоянные номера и техпаспорт мне надо иметь временные и, что главное, доехать с ними до гаи. Но доехать до гаи я не могу, т.к. у меня нет страховки без которой я не имею права ездить! Не говоря уже о том, что мне бы хотелось иметь и КАСКО потому как если, не дай бог, с машиной что-о случится, новую я купить не смогу.
Я не знаю, стоит ли писать, что нервы у меня уже не на пределе, а далеко за пределом. Что весь мой отпуск пошел псу под хвост, а количество выпитого успокоительного, таблеток для снижения давления и коньяка не поддается описанию.
В общем… С трепетом жду следующего дня.